Размер шрифта: А А А

Цвет сайта:

Изображения: Вкл. Выкл.

Контакты

+7 (8652) 34-97-57
+7 (8652) 45-76-57

Номер телефона

 

ds57_nk@mail.ru
dou_57@stavadm.ru

Электронный адресс

Адрес

Город Ставрополь,
улица Серова, 470/7

 

Версия для слабовидящих Обычная версия

Педагогическая находка

 

Представление педагогического опыта

Гавриловой Ксении Андреевны

По теме: «Мульттерапия как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Условие возникновения, становления опыта.

      Научиться жить в обществе, жить рядом с людьми важно для каждого человека. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. Группа детей – это маленькое общество, где дети учатся устанавливать контакты с детьми и взрослыми, учатся считаться с мнением других людей, понимать, помогать. Введение ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития даёт возможность изменить педагогическую практику, в пользу совместной и самостоятельной деятельности детей.

Актуальность опыта.

      Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми. Следовательно, развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие выделяется как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

Учитывая необходимость разработки и внедрения в практику эффективных форм работы с детьми, можем предложить в качестве одного из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, развития и творческой инициации российских детей в XXI веке – анимационное творчество, или как метод – мульттерапию.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста формируются благодаря таким инновационным средствам как мульттерапия. Именно этот факт и обуславливает актуальность опыта.

 Теоретическое обоснование опыта

По теории А. А. Когут, формирование и развитие коммуникативных умений ведет к изменениям внутри группы: отношение со стороны окружающих детей (ребенка принимают в коллективе), отношение ребенка к окружающим (причисляет себя к коллективу). Собственная коммуникация ребенка формируется благодаря развитию информационно-коммуникативной категории умений.

Мульт-терапия – творческая технология социализации детей, путем создания мультфильмов. Мульт-терапия основывается на том, что, воздействуя на творческие способности детей, она дает мощный ресурс, который позволит детям aктуализировать психические резервные возможности, формировaть на их основе адекватное поведение, активизировать социально значимые качества, почувствовaть уверенность в собственных силах, завязать социальные контакты и связи, развить коммуникабельность.

Диагностика сформированности коммуникативных навыков детей на констатирующем и промежуточном этапе реализации педагогического опыта

Цель эксперимента: выявить и проанализировать особенности коммуникативной культуры старших дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить межличностные взаимоотношения в группе.
  2. Выявить и изучить особенности диалогического общения старших дошкольников: культура общения, изучение речевых коммуникативных навыков у старших дошкольников.
  3. Выявить и изучить уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику.

На основе поставленных задач был разработан диагностический комплекс, предназначенный для детей старшего дошкольного возраста; в нем представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера:

  1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях.
  2. Методика «Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации) (методика Е.И.Радиной)».
  3. Методика «Изучение коммуникативных навыков» (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной).
  4. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций.
  5. Методика «Угадай эмоцию» (Г.А. Урунтаева).

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 49% дошкольников экспериментальной группы и 53% контрольной группы имеют низкий уровень коммуникативных навыков, что свидетельствует о необходимости развития данного показателя при помощи современных технологий в образовании – мульттерапии. Полученные данные представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1 Динамика изменения уровня сформированности коммуникативных навыков в ЭГ и КГ до формирующего этапа эксперимента

 На промежуточном этапе эксперимента показатели коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста возросли, что можно наблюдать на рисунке 2. В экспериментальной группе высокий уровень имеют 38% опрощенных, средний – 32%, низкий присущ 30%. Контрольная группа имеет следующие показатели: высокий уровень наблюдается у 29% детей, средний уровень – 30%, низкий – 41%.

Рис. 2 Динамика изменения уровня сформированности коммуникативных навыков в ЭГ и КГ на промежуточном этапе эксперимента

 

Технология опыта

   В работе педагога доминирующей тенденцией по развитию коммуникативных способностей являются разносторонние занятия с детками.

Развивающие мероприятия по мульттерапии имеют ряд преимуществ, по сравнению с другими видами арт-терапии. Во-первых, технология мульттерапии сказывается на мотивации детей. Мультипликация является связующей нитью для детей раннего возраста и окружающего мира творчества, ценностей, правил, отодвигая на задний план книги и даже игру. Создавая анимацию и получая результат деятельности, дошкольники повышают свою самооценку, повышается значимость самосознания. Даже отрицательные герои имеют детские черты и поэтому не вызывают абсолютного негатива, а наоборот – им сопереживают. Мультфильмы, обычно, заканчиваются на позитивной ноте. Они формируют положительный эмоциональный настрой. Важно то, что ребенку не говорится ребенку, что и как нужно делать, тем самым развивая его самостоятельность, инициативность, творческость и фантазию. Задача педагога кроется в умении обратить дошкольников внимание на свой внутренний мир для создания позитивного образа. Здесь нет ничего неправильного, весь результат носит безоценочный характер. Основная изюминка мульттерапии – это оживление персонажей мультфильмов. Олицетворение свойственно детскому сознанию, но всегда видится ребенком как волшебство и порождает искреннее восхищение.

Основными принципами построения работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников при использовании технологии мульттерапии являются:

  1. Направленность на сверстника.
  2. Четкие границы взаимодействия.
  3. Опережающая инициатива взрослого.
  4. Становление коммуникативной компетентности в ведущем типе деятельности.
  5. Становление коммуникативной компетентности через опору на личностный тип отношения к сверстнику.
  6. Осознанность и рефлексивность.

При реализации данной технологии были применены различные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных навыков.

На формирующем этапе была проведена работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Был разработан комплекс занятий по мульттерапии состоящий из четырех блоков:

Первый блок: «Что мы знаем о мультфильмах?». Включает занятия, на которых происходит знакомство детей с историей возникновения и развития мультипликации, с техниками создания мультипликационных фильмов и расширение знаний детей о профессиях.

Второй блок: «Режиссеры». Занятия, на которых, дети с педагогом создают сценарий будущей постановки, распределяют роли и обязанности, выбирают технику создания мультфильма.

Третий блок: «Художники-аниматоры». Занятия, на которых дети создают художественные образы героев, декорации.

Четвертый блок: «Мастера-мультипликаторы».  Включает занятия, на которых дети знакомятся с технологией создания мультфильмов и самостоятельным созданием их.

Создание мультфильмов выполняется в технике предметной анимации (используются готовые игрушки: объемные поделки детей (оригами, соленое тесто, картон и т.д.)), что позволяет оживить любимые игрушки.

По окончании комплекса занятий ребенок сможет: планировать последовательность своей работы; сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками; проявлять самостоятельность, инициативность, дисциплинированность; верить в свои силы и возможности; преодолевать нерешительность и страх проявлять себя; испытывать интерес как к мультипликации в целом, так и ко всем видам искусства в отдельности; испытывать чувство значимости, чувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью; освоить все этапы создания мультипликационного фильма; проявлять собственную творческую активность, реализовывать свои идеи.

Результат применения опыта.

 Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были частично решены, так как контрольный этап диагностирования детей старшего дошкольного возраста будет реализован в 2023-2024 учебном году. Но несмотря на это, за период реализации данного комплекса занятий через создание мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе. Мульттерапия в детском саду, является инновационным эффективным средством формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Ваше имя

Номер телефона

Перезвонить мне